13.03.2010
Действующие лица:
Евгений (Актер) - худой молодой человек лет 30-ти.
Женя (он же в юности) - подросток лет 15-ти. Симпатичный юноша с интеллектом зрелого человека.
Олеся - красивая девочка лет 15-ти. Воспитанная, разносторонне развитая, любознательная.
Актриса - девушка лет 30-ти.
Мама - женщина средних лет, безгранично любящая сына.
Вожатая Рита - студентка, окончившая три курса пединститута, опрятная, современная, симпатичная девушка.
Зоя - девочка в очках, с парой темных косичек, завязанных кольцами. Отличница, зазнайка.
Папа Зои – интеллигентный мужчина в костюме с портфелем.
Толян - полноватый мальчик, капризный, избалованный. Важничает, хочет казаться взрослее. Добрый.
Родители Толи – просто родители.
Руководитель ИЗО кружка - Мужчина лет 50-ти с лысиной и длинными волосами по бокам, с небольшой треугольной бородкой. На шее шелковый лиловый шарф, завязанный бантом.
Гуманоид - нечто.
Руководительница театрального кружка - молодая особа со строгой прической, в очках. Предположительно студентка ГИТИСа. «Правильная» девушка, формалистка.
Директор лагеря – просто директор лагеря.
Барабанщик – пионер с пионерским барабаном за 11 руб.
Массовка - дети разных возрастов.
Действие I
Картина 1
Занавес открывается. Или на сцене света нет, в зале зрители расселись, свет гаснет, полная темнота, свет снят.
Из темноты выплывает ритмично нарастающая музыка. На заднике появляется проекция: белые полосы летают, кружатся, извиваются, имитируя воздушные порывы. Прослеживаются силуэты деревьев, сгибающиеся под напором сильных порывов ветра. Слышно его завывание в звуковом оформлении.
Динамика движения на проекции возрастает в унисон с музыкой. Звук постепенно усиливается. Медленно начинает зажигаться свет.
Декорация: в центре сцены расположен большой рундук в неровных серых тонах (собирается из деревян-ных щитов, неровно обклеенных тканью, скрепляется металлическими шпильками). Форма: трапеция - расширенная и низкая у рампы, сужается и вырастает к арьерсцене. Высота впереди – 0 см, сзади – 100 см.
По ширине спереди занимает 2/3 ширины зеркала сцены. К арьерсцене ширина постепенно сужается до 1/3. Рундук стоит постоянно во время всего представления.
В центре на рундуке стоит кровать неправильной формы: перспективно преувеличена (подобно форме рундука), расположена перпендикулярно рампе. Передняя спинка (у ног) над уровнем лежака невысокая, или вообще отсутствует.
Задняя спинка (у головы) над уровнем лежака высокая (возможно из ажурного плетения железных прутьев). Передние ножки выше задних. Кровать разборная, соединяется и крепится к рундуку скобами.
Тусклый свет над кроватью. На ней кто-то нервно беспокойно ворочается. То старается укрыться с головой одеялом, то небрежно раскрывается, с омерзением откидывая покрывало.
Все происходит гармонично и слаженно – музыка, проекция, метание на кровати.
Актер худой взрослый молодой мужчина, лет 30-ти.
Персонаж вскакивает с постели, мечется по авансцене, забегает за ширму, расположенную справа от рундука. Через 5 секунд слышен звук падающего в металлическую посуду (раковину) небольшого стеклянного предмета.
Мужчина выбегает из-за ширмы и кидается на кровать, замирает.
Пиковый момент в музыке. Свет совсем гаснет. Яркая вспышка (возможно красная). Вступает мягкая приятная мелодия.
Чистая перемена.
Картина 2
Звучит радио, мотив какой-нибудь пионерской мелодии (если хочешь быть здоров…). Сцена наполняется светом. На заднике проекция отражения окна на стене солнечным светом.
Утро. Кто-то лежит на кровати накрытый одеялом. В окно светят солнечные лучи, с улицы слышен щебет птиц, по залу со сцены разносится запах свежевыпеченных пирогов. Слышно потрескивание шипящего масла на сковородке. Около кровати стоит чемодан.
Доносится женский голос:
- Женя, вставай, лагерь проспишь!
На кровати происходит шевеление, но вскоре прекращается.
В комнату входит мама. Одета по-домашнему, сверху фартук, в руках кухонное полотенце, видны следы муки.
- Женя, ну, что же ты? С зимы бредил – лагерь, лагерь, скорей бы лето – а как время подошло, от подушки оторваться не можешь.
Подходит к кровати, садится на край, гладит одеяло.
- Вставай, сыночка, собираться надо, собрать в дорогу, что еще осталось. Сейчас самые приятные хлопоты. Вставай, роднулечка, открывай глазки. Я уже пирожков тебе в дорогу напекла.
Подросток быстро садиться на кровати, потягивается.
Персонаж – подросток 15-ти лет. (Моложавый актер или актер-подросток.)
- Мама! Уже пора? Ура, ура! Лагерь! Как вкусно пахнет! Уже встаю.
Начинается суета, беготня, шум воды из крана, звук полоскания, чистки зубов…
Играет быстрая веселая музыка (какой-нибудь пионерский лейтмотив « а ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,…»).
Беготня, одевание на ходу, чемодан, сумка в дорогу… суета.
Действие сопровождается световыми эффектами.
Мама (переодета в уличное платье) и сын (шорты, белая рубашка, на шее пионерский галстук) садятся на край кровати. Рядом с мальчиком чемодан, у мамы в руках женская сумка и пакет с едой в дорогу.
Мама наставнически:
- Ну, вроде, ничего не забыли. Евгений, мотри у меня, не балуй там, веди себя хорошо, с хулиганами не связывайся, чтоб не жаловались мне потом на тебя.
Женя:
- Мамуля, не переживай, все будет хорошо. Я буду очень скучать. Но это же не надолго – всего около месяца.
Мама, качая головой:
- Страшно подумать – около месяца!
Женя:
- Ничего, вот увидишь, время быстро пролетит, не заметишь.
Мама со вздохом:
- Легко сказать!
Женя:
- Мамуля, а как же ты тут одна будешь без меня? Не скучай, к тете съезди, она давно тебя зовет. Вам там, на природе, замечательно будет. Мама, ты только не плачь.
Мальчик обнимает маму.
Мама, вытирая вдруг набежавшую слезу:
- Все в порядке, сынуля, не бери в голову. Отдыхай, сил набирайся. Время быстро летит, глазом моргнуть не успеешь. Ладно, посидели, хватит. Поехали!
Свет гаснет.
Чистая перемена.
Картина 3
Свет медленно зажигается.
Шум толпы. Рундук-помост пустой. На заднике проекция автобуса ЛИАЗ.
В центре помоста стоит молодая девушка-вожатая. В руке длинная палка с табличкой «1отряд». Вокруг нее по всей сцене толкуться пионеры с родителями. Часть стоят возле нее, прочие беспорядочно ходят. Некоторые мирно и радостно беседуют с провожающими, другие нетерпеливо и ищуще смотрят по сторонам, третьи капризничают. Время от времени раздаются возгласы в рупор. Типа: «Третий отряд занимает автобус с синей полоской», «Восьмой отряд собирается около фонаря» и т.п. Звучат задорные пионерские песни.
Слева из зала появляются Женя с мамой. Мама указывает на девушку с табличкой и выкрикивает:
- Женя, вон, вон наш отряд. Нашли наконец-то!
Тянет мальчика за собой.
Они подходят к вожатой.
- Здравствуйте! Вот вы где прячетесь.
- Здравствуйте! Вовсе нет. Собираемся около выделенного автобуса. Как вас зовут?
Мама:
- Нас зовут Женя!
Женя:
- Мама, я сам. Здравствуйте, меня зовут Женя, я из 159-ой школы, перешел в девятый класс, люблю автомобили и блинчики со сметаной, собираю газетные вырезки про Дина Рида, состою в редколлегии школы, временно не женат!
Мама:
- Женя!!!
Вожатая маме:
- Все в порядке, мама!
Обращаясь к Жене:
- Меня зовут Рита, окончила третий курс пединститута, прохожу практику, вожатая первого отряда, люблю честных и опрятных пионеров, надеюсь, найдем общий язык.
Женя:
- Вы забыли про семейное положение.
Рита:
- Достойная дочь примерной семьи.
Женя:
- Это делает Вам честь!
Мама:
- Женя!
Рядом девочка мило разговаривает с папой:
- Да, папочка, обязательно напишу по приезду.
Ее папа:
- И не забудь узнать фамилию начальника столовой лагеря.
Девочка:
- Обязательно, папуля.
Мама Жени, обращаясь к Рите:
- Вообще-то он у меня мальчик хороший, учится хорошо, не хулиганит, мне помогает…
Рита:
- Не беспокойтесь, я же вижу, отличный пионер! Вот мы уже и подружились.
Рядом мальчик с родителями. Капризно:
- Вот возьму и не приеду обратно из лагеря!
Его мама:
-Толик, ну, что ты такое говоришь!
Обращаясь к отцу:
- Да отдай ты ему помидоры.
Отец:
-Так испачкается весь в дороге. Рубашка новая, белая.
Мать Толика:
- Отдай, отдай, он аккуратно.
Рита:
- Все, первый отряд, заходим в автобус! Родители, отпускайте детей.
Те, кто ходил вокруг, уходят за кулисы. Пионеры вместе с Ритой идут к дальнему краю рундука, к заднику с проекцией автобуса, спускаются по ступенькам. Родители стоят спиной к рампе, делятся на две части, чтобы не загораживать центр, и вперед спиной медленно отходят к аванс-сцене, махая руками.
Играет веселая музыка.
Свет медленно гаснет.
Чистая перемена.
Картина 4
Свет медленно зажигается.
На рундуке под углом к зрителю стоят два автобусных сиденья один за другим по два места. Сиденья неправильной преумножено-перспективной формы.
На заднике идет проекция городского пейзажа.
На передней скамейке – Толик и Женя, на задней – девочка с пепельным каре и девочка с косичками.
Женя, обращаясь к соседу по лавке:
- Привет! Меня зовут Женя.
Толик смотрит на Женю, проводит взглядом сверху донизу. Молчит.
На заднике идет проекция движущегося городского пейзажа.
Женя:
- А тебя как зовут?
Толик достает помидор, откусывает. Помидор сразу брызжет. Рубаха Толика испачкана. Жене попадает немного на лицо. Он молча стирает со щеки помидорный сок платочком.
Толик невозмутимо:
- Ну вот, накаркал.
Женя
- Что?
Толик:
- Да это я про отца.
Женя:
- А зовут то тебя как?
Толик с достоинством:
- А, …Толян!
Жмут руки.
Женя:
- А в каком ты классе, Толян?
Толик:
- Восьмой окончил.
Женя:
- Я тоже, теперь девятый впереди.
Толян:
- Угу.
Но, желая выглядеть постарше, поважнее добавляет:
Но я думаю в училище податься, через три года буду настоящую профессию иметь, бабки стану заколачивать.
Женя:
- А как же армия?
Толик:
- Ну, это еще не скоро.
Женя:
- Как сказать.
Толик недовольно:
- Да, отмажусь как-нибудь. Справку получу, что больной на всю голову, или плоскостопие, или …. Да, придумаю что-нибудь. Рано еще напрягаться.
Играет ненавязчивая музыка с переменными характерами. Мальчики беседуют, в тон музыки, выражая свои эмоции. Говорит в основном Женя. Толик тупо кивает или покачивает головой, редко открывая рот для разговора. Постоянно ест. Из-за музыки их не слышно. Актеры играют однобокую беседу в гармонии с музыкой.
На заднике идет проекция движущегося загородного российского пейзажа.
Женя:
- Действительно. А сейчас чем увлекаешься? В какой кружок запишешься?
Толик, раздраженно:
-Да, что ты пристал?
Передразнивает Женю:
- Кто? Что? За чем пришел? Твое какое дело? Сам то ты кто такой?
Женя невозмутимо улыбаясь:
- Я, Евгений, среднестатистическая особь, населяющая сию планету, мужского пола, в здравом уме и крепкой памяти, ученик средней школы, обожатель всего живого, собиратель ядовитых жуков Индонезии мелового периода, отставной агент пречистинского дет. сада строгого режима, резидент парагвайского кворума и достойный участник броуновского движения. Продолжить?
Толян:
- Ну, совсем больной!
И отворачивается, жуя бутерброд, замкнувшись в себе.
Женя сидит, скучает, смотрит в окно.
Поворачивается назад к девочкам. Те, естественно, отрываясь от своего разговора, смотрят на него.
Та, что с косичками, сидящая прямо за ним, смотрит на него змеиным взглядом. Он даже в первый миг дергается всем телом в противоположном от нее направлении.
Вторая, что сидит наискосок от него, смотрит теплыми, добрыми, голубыми глазами, с едва уловимой улыбкой.
Когда он отрывает взгляд от «косичек» и поворачивает голову к «каре», их взгляды скрещиваются. Звучит романтическая красивая музыка, свет притухает. На проекции пара красивых голубых глаз. Сверху падают блестки.
Музыка немного приглушается.
Женя:
- Привет!!! ......
Она:
- Привет!!! .…..
Женя:
- Мы же знакомы! Тебя зовут …….. э-э ……..м-м ……..
Она:
- Олеся.
Женя:
- Точно, Олеся! Как я мог запамятовать, прости … твои глаза так и говорят – Олеся!
Олеся:
- Ничего, я тоже забыла твое имя.
Женя:
- Женя.
Олеся:
- Да, да, Женя!
Музыка набирает прежнюю громкость. Герои выделяются светом. На проекции салют.
Они смотрят друг на друга, молчание задерживается.
Музыка умолкает, зажигается свет.
Олеся:
- Позволь представить – это Зоя, она наизусть знает таблицу Менделеева!
Зоя довольно кивает головой.
Женя с восхищением:
- Надо же, а я Женя, оперирую буквами, цифрами и прочими знаками 45 минут, могу и дольше, но только после перемены.
Потом, обернувшись к соседу:
- А это Толян, хочет получить достойную для себя профессию, заработать капитал и жить на проценты!
Толян неохотно (делая вид) поворачивается:
-Ну, что уж так официально.
Женя:
- Привыкай, ты ведь большой человек!
Толян:
- Да уж.
Женя:
- Слышали, вчера загородом метеорит упал, была яркая вспышка и сильный хлопок. Жители ближайшей деревни ощутили на себе неземные мурашки и слышали, как осколки метеорита рассыпались по крышам их домов. А утром приехали ученые и все осколочки до одного собрали, потому что они были точь-в-точь как алмазы.
Толян:
- Я бы не отдал.
Зоя:
- Тогда посадили бы.
Толян:
- Я б спрятал так, чтоб не нашли.
Зоя:
- Нашли бы все равно, у них приборы есть специальные, просвечивающие!
Толян:
- А я бы в железную коробку спрятал, да зарыл бы в лесу.
Зоя:
- Государство не обманешь.
…………………….
Толян с Зоей продолжают тараторить, но их уже не слышно за нарастающей романтической музыкой.
Женя с Олесей смотрят друг на друга, и не могут наглядеться.
Свет потихоньку гаснет. Женя и Олеся, освещенные отдельными лучами, встают со своих мест и, взявшись за руки, несводя друг с друга глаз, выходят на авансцену. Так они и стоят в единственном на сцене луче света, окутанные волшебной музыкой. Сверху подают блестки.
Свет медленно гаснет.
Конец действия I
Действие II
Картина 1
Свет медленно зажигается.
У левого заднего угла рундука размещен флагшток. Пионеры стоят по обе стороны рундука в шеренге по одному, лицами к центру. По центру у задней кромки помоста стоят (слева направо) Барабанщик (в метре-полутора от флагштока), дистанция пара шагов, директор лагеря, пионервожатая Рита, возможно еще кто-то.
Директор:
- Уважаемые пионеры! Сегодня в жизни нашего лагеря начинается новая страница его истории — открывается сезон отдыха для новой пионерской смены. Этот день мы привыкли называть торжественно — открытие лагеря. Советское правительство тепло, по-отцовски заботится о своей молодой смене — пионерах, — будущем нашей страны! Для вас построены спортзалы и стадионы, детские станции и велотреки, воздвигнуты дворцы детского творчества, пионерские санатории и лагеря. Также и наш лагерь открывает для каждого из вас двери в кружки и секции, где вы сможете получить полезные и нужные в жизни знания и навыки. Наш лагерь существует уже много лет, и всегда ребята оставались веселыми и довольными, домой приезжали здоровыми, крепкими, загорелыми и счастливыми. Разрешите поздравить вас с традиционным праздником — открытием лагеря!
Делает небольшую паузу:
- Желаю всем хорошо отдохнуть, набраться свежих сил, закалить здоровье, а главное — найти здесь новых друзей, научиться хорошим пионерским делам! К борьбе за дело великого Ленина и Коммунистической партии будьте готовы!
Пионеры хором:
- Всегда готовы!
Рита:
- Пионеры, смирно! Равнение на флаг! Поднять флаг в честь открытия пионерского лагеря поручается пионерке первого отряда Зосимовой Зое.
Зоя подходит к флагштоку.
Рита:
- Флаг поднять!
Барабанщик играет дробь, Зоя поднимает красный флаг.
Директор:
- Поздравляю! Лагерь открыт!
Пионеры смешиваются в обоюдных поздравлениях.
Свет гаснет. Играет музыка. Чистая перемена.
Картина 2
Свет медленно зажигается.
На рундуке расположены качели.
Прямо по центру позади подиума стоит вертикальный столб. К его вершине (2,5 м) прикреплена горизонтальная балка параллельно рампе таким образом, что имеет возможность поднимать и опускать рукава, которые немного выступают за пределы рундука, если опустить перпендикуляры вниз. За край каждого рукава прикреплены перпендикулярные полу подвижные в креплении стержни, не доходящие (0.7 – 0,8 м) до планшета.
На них жестко прикреплены площадки для седоков.
Двое детей качаются на качелях. Группа девочек стоит в районе левого ближнего угла рундука, беседуют. Среди них Зоя и Олеся. Справа появляется Женя и Толик. О чем-то беседуют. Женя замечает среди девочек Олесю, извиняется перед Толиком и подходит к группе девочек.
Женя:
- Простите великодушно, не уделите ли усталому путнику толику времени, достаточного для удовлетворения всего одного, но сильно мучающего его, как жажда, давно не дающего покоя, вопроса?
Девочки в прострации, смотрят на него ошалевшими глазами, как на умалишенного. Одна Олеся с улыбкой:
- Непременно, монсеньор, что же так сильно терзает душу вашу? Ибо Вы неважно смотритесь при ясном свете. Какой вопрос так измотал Вас и не дает покоя, судя по всему, довольно продолжительное время?
Девочки конкретно остолбенели. Изумленно смотрят то на одного, то на другого.
Женя:
- Увы, это так! Невидимый демон послал на меня тяжелую душевную ношу, которая повергла меня в уныние. И уже несколько дней я хожу сам не свой, и нет мне покоя ни днем, ни ночью. И только Вы сможете мне помочь, прекрасная, как ясный день и лунная ночь, госпожа.
Олеся:
- Так не томи, несносный путник. Признаться, я и добрые сеньоры порядком заинтригованы твоими словами. Говори быстрее, что за тайна съедает тебя изнутри, что за вопрос послал тебе незримый демон?
Женя:
-Мне стыдно признаться в никчемности сей проблемы. Да, и не достойна она вашего высочайшего внимания, о госпожа с прелестным ликом! И как посмел я, бездушный истукан, тревожить ваше драгоценное спокойствие, прекрасная Аврора!
Олеся:
- Ну, полно, полно! Вперед, мой воин, готовы мы уж выслушать тебя!
Женя:
- Прошу простить меня, что, приличия отвергнув, я взоры ваши посмел привлечь к своей персоне грешной.
Олеся наиграно нетерпеливо:
- Ну же!?
Женя:
- Так вот, … но меня так сразили и ваша грация, и голос ангельский, что, право, совсем и позабыл я вопрос свой каверзный.
Олеся:
- Каков нахал, вы видели! Неслыханно, ты нам, достойным дамам, и столько времени все голову морочишь, отвлекая от бесед душевных? Уж потрудись, встряхни ты голову свою и вспомни то, с чем подошел к нам! А если просто праздно развлекаешь ты свое почтенье, придумаем мы в миг такое наказанье, что ты не скоро вытрясешь из памяти его обузу.
Женя:
- Прошу не гневайтесь, моя богиня! Ведь в помыслах своих не нес вам оскорбленья, и уж никак я не хотел обидеть ваше племя, несущее, таким как я, и трепет, и сиянье!
Олеся:
- Как смеешь ты, глупец, и впредь задерживать внимание мое? Твою дурную голову уж мигом мы остудим.
Девчонки приходят в себя, обретают дар речи. И сразу реагируют:
- Дурак полоумный! Иди отсюда!
Но Женя продолжает диалог с Олесей:
- О, смилуйтесь, прошу покорно! Смените гнев на милость. Еще немного вам осталось подождать. Ведь тот вопрос, засевший в глубине сознанья, уже выходит на поверхность. Прошу поверить, ведь чувство не обманешь. Еще немного подождать, еще чуть-чуть…., а вот и он, прорезался и нежится на солнце.
Уже позабыв о девчонках, с которыми болтала о кройке пионерской юбки на модный лад, Олеся отвечает:
- Чего же ждем? Давай его скорее! Его разделаем мы мигом под орех! Иль ты опять задумал злую шутку?
Женя:
- Позвольте! Что? Какие шутки? Готов его представить хоть сей миг! Но ежели вопрос сей не по нраву Вам придется, изволите меня взашей немедля выставить Вы прочь. А если все ж помедлю я сказать Вам, что меня мучает душевно до боли в животе, тогда еще немного будет мне представлен случай свой взор побаловать небесной красотою вашей.
Олеся:
- Вот негодяй, хитрец каких не много! Ты услаждаешь слух пустою болтовнёю. Затмив тем самым низменный поступок. Воруешь нагло красотЫ виденье, и взор свой балуешь, и душу тешишь, а сам скрываешься за трепетной личиной. Так значит, не было того вопроса, которым ты так ловко прикрывался?
Девчонки:
Сказали же, гуляй!
Женя:
- Отнюдь! Вопрос стоит так И неразрешенным. А то, что видит взор, из памяти вовек не сгинет, останется как сладкий сон, как капля влаги на листке по Утру. Лишь только вздох последний унесет его с собою в долину темную, с холодными стенАми.
Олеся:
-Последний раз! Коль не услышу я вопрос, заранее уж сильно надоевший, и не узнаю правды, что тебя сжигает, запомни – не минуты боле не буду слушать я твои подслащенные речи, которые скрывают истинные цели сего пустого разговора. Точка!
Женя:
Извольте! Хотел узнать я только, не будете ли столь любезны, и не найдете ли минутки, не снизойдете ль, и не окажете ли милость, не извините ли покорно, и не подскажете ль великодушно …..
Олеся:
- Довольно!
Женя:
- Нет! Скажите, не знаете ли, где неподалеку, находится подъезд ближайший во чрево, в глубь земли родимой, в ту катакомбу, что МЕТРО прозвали?
Девчонки:
- Совсем с ума съехал, проваливай!
Олеся недоуменно смотрит большими глазами.
Женя не теряется и продолжает:
- Ну вот, не знаете. Плачевно. О чудо! Вдруг снизошло на темя озаренье! Я вижу, значит я дышу. И чувствую, что близко, где-то рядом. Тот вход, пойдем, я покажу! Не то закроются врата, и не успеть окинуть взглядом!
Женя протягивает Олесе руку, она, не колеблясь, кладет на нее свою ладошку. И с благодарностью за то, что он меняет для нее обстановку на, похоже, более приятную уходит с ним. За спиной раздаются шипение и перетолки.
Играет музыка.
Свет медленно гаснет.
Чистая перемена.
Картина 3
Играет музыка, медленно зажигается свет.
На рундуке стоит скамейка. Также неправильной перспективно-преувеличенной формы.
Они подходят к скамейке. На протяжении всего действия этой картины мизансцена заключается в том, что актеры обыгрывают скамейку. Т. е. не сидят постоянно, а свободно двигаются в такт разговору. Актеры беседу начинают еще за кулисами.
Сначала их не слышно из-за музыки, но когда они доходят до скамейки музыка стихает и играет очень тихо.
Женя:
- В школьном театре мы больше классику ставили. Последнее - «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана.
Олеся:
- А у нас нестареющий, но, к сожалению, банальный Вильям с не менее банальной девицей Капулетти.
Женя:
- Нет сомнения, что ты – Джульетта!
Олеся:
- А ты, конечно, Сирано играл?
Женя:
- Тут не совсем так просто, Лесь. К нам в том году перевелся один мальчик, из тех, которые по собственному мнению, по статусу на голову выше. Вообще парень ничего, но сперва уж очень задавался. Такой, себе на уме, никто ему не указ. Так вот, на главную роль выбрали его. Хоть и недавно пришел, но сынок влиятельного папы. Я очень хотел играть Сирано, он был для меня кумиром. Величайший пример риторики, великолепие необъятного красноречия, прекраснейшая форма изъяснения! Я жил этим героем! Ни у кого не возникало сомнения о кандидатуре исполнителя этой роли. А тут такой неожиданный конфуз. Признаюсь, было жутко обидно. Но я быстро переболел, справился с собой. Не стал долго горевать, подумал, что достойно переживу это недоразумение. И все же решил учить роль для себя, так, ради тренировки памяти, для развития дикции и красноречия. Ходил на все репетиции, внимательно слушал режиссера, изучал все нюансы. Было стремление, хотелось влить в себя талант этого героя. И как оказалось, не зря старался, хотя надежды ко времени выпуска спектакля совсем не осталось. Я, конечно, не скрывался, но никто, наверняка, не знал, что я роль учу. А разрешилось все само собой. Прям как по сценарию кинофильма. Через полчаса открытие занавеса, все готовятся, бегают, волнуются. Грим уже положили, складки на костюмах поправляют. А исполнителя главной роли все нет. И гонцов домой посылали, и родителям звонили, одним словом, объявили чрезвычайный розыск. А его нигде нет. Режиссер в панике - кто-то важный должен на спектакль явиться. За десять минут до начала подходит ко мне и умоляющим голосом вопрошает, не мог бы я …? А я сам только пришел и всей кутерьмы с поисками не видел. Вот это был подарок судьбы - сама взяла, сама и отдала, да еще с таким эффектом неожиданности. Такую невообразимую радость нельзя испытать, не пережив предшествующие события или нечто подобное. Но я то уверен, что готов к роли, а режиссер совсем наоборот. Испереживался и он, и все школьное начальство. Но меня это уже совсем не трогало, я уже был в образе. В рекордные сроки меня одели и загримировали. Как прошел спектакль не помню – все на одном дыхании. Успех превзошел ожидания!
Олеся:
- А что же с тем мальчиком случилось?
Женя:
- А, прибежал минут через 15 после начала. Загулял где-то, он не рассказывал. Думал, без него не начнут. «Но не все коты маслом мазаны».
Олеся:
- И вот так прямо без сценической репетиции взял и сыграл главную роль?
Женя:
- А зачем? Роль у меня не первая, текст я знал, все мизансцены тоже, с партнерами был знаком лично.
Олеся:
- Ну, все-таки. Ты, Жень, рисковый!
Женя:
- Никакого риска. Когда в себе уверен, ничего не страшно. Я вот когда тебя увидел, точно понял, что не чужая ты. Мы знакомы неописуемо как давно
Олеся:
- И у меня такое ощущенье! Ну а конкретно ты можешь вспомнить какой-нибудь отдельный случай, эпизод, когда мы вместе?
Женя:
- К сожалению, нет, но у меня, Лесь, нет сомнения, что мы или наши души были знакомы, и не шапочно, а сейчас наша встреча неслучайна.
Олеся:
- Странно, но у меня такое же чувство. Женька, как только я увидела твои глаза, они меня затянули в себя, как старую знакомую, приглашая, как будто это обычное дело.
Женя:
- Вот и я готов поклясться, что знаком с тобой, Леся, давно, возможно в веках. На первый взгляд, поверхностно копаясь в памяти, не помню, что мы с тобой где-нибудь пересекались. Но если дело касается прошлых жизней, то это недоказуемо. Практически любая вера уповает на то, что тело бренно, а душа бессмертна. Да и зачем что-то доказывать, мне кажется, достаточно опираться на интуицию.
Олеся:
- Не вижу смысла. Смотри, Женя, – мы здесь вдвоем, никто никого силком не тянул. И мы не торопимся по каким-либо вдруг неотложным делам. Значит нам интересно друг с другом. Хорошо вместе?!
Женя:
- Конечно, но предположим мы, точнее я, ошибаюсь. Но почему же тогда, если принять все это за вздор и разбежаться по углам, весь последующий лагерь, если не брать больше, теряет для меня всякий смысл, и все представляется пустым и ничтожным? Страшно даже предположить. Думать так не хочу!
Олеся, тихо, испуганно:
- Я не хочу!
Женя:
- Что?
Олеся:
- Никуда разбегаться не хочу! Ты, Женя, конечно, волен делать что хочешь. А я останусь, и пускай сгорю от совести, от стыда, от чего угодно …
Женя:
- Да, что ты, Лесенька, что ты? Куда ж я теперь без тебя? Ты, конечно, вольна мне не верить, но …
Смеются вместе, держась за руки.
Женя:
- А кем ты была в прошлой жизни, как тебе кажется?
Олеся:
- Есть у меня разные мысли на этот счет, но ближе, как мне кажется, фрейлиной, возможно, фавориткой при французском дворе. А что вы про себя поведаете, сударь?
Женя:
- А я, почти определенно, где-то на индонезийских островах был бедной ремесленницей специалисткой по изготовлению рыболовных крючков. В районе V – VI веков.
Смеются.
Женя:
- Вот, ты говоришь, фрейлиной. Это где-нибудь в эпоху Возрождения, Ренессанса, Классицизма, Нового времени?
Олеся:
- Да, где-то в это время.
Женя:
- А, при возможности, ты бы хотела очутиться в тех временах?
Олеся:
- Зачем же? Ты, ведь и здесь меня нашел!
Смеются.
Олеся:
- А если честно, иногда мне кажется, что мне было бы легче дышать в тех временах.
Женя:
- А если серьезнее, Лесь, не кажется ли тебе это просто красивой мечтой, экзотикой?
Олеся:
- Конечно, на первый взгляд так и есть, но все же, когда мысли забредают в эту сторону, не покидает чувство какой-то ностальгии, тяги к чему-то родному, уже пережитому. Тем более, что тянет не куда-нибудь в пространстве и времени, а именно туда.
Женя:
- А готова бы ты была, не беря в расчет родственную привязанность, бросить наше время и вернуться туда? Учти, на первый взгляд, не очень важные факты эволюции, технического прогресса, всеобщего развития. Возможно отсутствие иммунитета. Там нет электричества, и всего, что с этим связано, там нет асфальта, канализации, мусоропровода, кроссовок ADIDAS …
Олеся:
- Какой кошмар!
Смеются.
Женя:
- Но все-таки, как бы это выглядело, очутиться в той эпохе с разумом, знаниями и привычками современного человека? Смог бы «наш человек» там адаптироваться? Наверное, как всегда, все зависит от самого человека.
Олеся:
- Тебя сразу верховным президентом избрали бы.
Смеются.
Женя:
- А в средние века сожгли бы на костре.
Смеются.
Олеся:
- Да, нет, не поверю, выкрутился бы как-нибудь!
Женя:
- Это считать комплиментом, моя добрая госпожа?
Олеся:
- Экий Вы обидчивый, милорд! Я только за вашу честь, и никого не подпущу к вашей чести, дабы не запятнали!
Смеются. Слышен горн, призыв на принятие пищи.
Женя:
- А позвольте Вас, сударыня, пригласить в столовую. Отужинайте со мной, графиня!
Олеся:
- Непременно, князь, сочту за честь!
Смеясь, уходят за кулисы.
Играет музыка.
Слева на авансцене в луче света появляется Актер, который играл в действии 1 картина 1:
Как тихий пруд в лесу большом,
На солнце зеркалом играя,
Спокойно жил я и ни в чем
Нужды не знал, с листвой болтая.
Но вдруг в меня лесная речка
Прохладой ласковой влилась,
Свое ретивое сердечко
Отдать навеки поклялась.
И хороводом закружилась
Лесная дружная семья,
День улыбался, ночь искрилась,
Вода кипела без огня!
Справа в луче света возникает Актриса лет 30-ти:
Зеленый листик каждый день
С утра подарок получает,
Пока росу не скрыла тень,
Она на солнышке играет.
В природе так заведено,
Тому, кто утром рано встанет,
День улыбается в окно,
И за собой лукаво манит.
А я, как будто бы во сне
По сей день в сумерках бродила,
Как будто где-то в стороне
Со мною все происходило.
Свет гаснет.
Чистая перемена.
Картина 4
Музыка, свет, Новый день идет полным ходом.
Авансцена. С разных сторон выходят главные герои.
Женя:
- Привет, красавица! Как спала, как утро провела? Трудовой десант по уборке территории вокруг корпуса?
Олеся:
- Привет! Чего спрашиваешь, у вас же то же самое было. Я видела, вы со своей стороны тоже бумажки собирали.
Женя:
- Какая наблюдательная!
Олеся:
- А как же, глаз, да глаз!
С улыбкой грозит пальчиком.
Женя:
- Ну что, пойдем, посмотрим, какой «счастливый отдых» нам предлагает культмассовый сектор сего сказочного царства.
Олеся с улыбкой:
- Пойдем, проведаем массовиков-затейников.
Поворачиваются спиной к залу, свет переходит на собственно сцену.
На подиуме стоят два мольберта с прикрепленной бумагой, обращенные к зрителю, и несколько за пределами рундука. Пионеры рисуют на мольбертах, которые стоят не на помосте. По центру на дальней стороне помоста немного расхаживая, находится руководитель кружка ИЗО.
Преподаватель вновь пришедшим:
- Проходите. Первое занятие у нас ознакомительное. Подходите к мольбертам, изображайте что хотите, что первое в голову придет. Посмотрим, кто на что горазд. От этого мы будем отталкиваться в будущем.
Преподаватель всем:
- Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности…
Они подходят к пустым мольбертам, стоящим на рундуке.
Олеся:
- Что «изобразим»?
Женя:
- Даже и не соображу, что изображу!
Хихикают.
Она берет фломастер и рисует что-то типа птички, солнышка, цветочек, море, пароход … без разницы.
Он какое-то время думает, потом контурно, но узнаваемо рисует какую-нибудь известную картину. Например: «Джоконду» Леонардо да Винчи.
Олеся:
- Что это ты за девушку рисуешь.
Женя:
- Так, старая знакомая.
Олеся:
- Познакомишь?
Женя:
- Обязательно, когда в Лувр соберемся.
Олеся:
- Ловлю на слове!
Преподаватель заканчивает поучительную лекцию. Обходит учеников, приговаривая:
- Хорошо.
- Отлично!
- Не дурственно.
Подходит к Жене:
- Простите, батенька, но ведь это же плагиат!
Женя:
- Отнюдь, профессор. Репродукция!
Все весело смеются.
Свет гаснет.
Чистая перемена.
Картина 5
Пейзаж со скамейкой на подиуме, как в картине 3
Музыка играет, свет зажигается, герои сидят на скамейке и беседуют.
Олеся:
- А все-таки сложно предположить, что там высоко, высоко в небе.
Женя:
- Есть мнение, что всему есть предел. Всему приходит конец. Все когда-то рано или поздно заканчивается. Ведь так оно и есть. Но в том, о чем ты говоришь, предел представить действительно сложно.
Олеся:
- Даже голова кружится.
Женя:
- Вселенная заканчивается, начинается другая вселенная; галактика, предположим, кончается, начинается следующая …
Олеся:
- Но чем-то это должно заканчиваться?
Женя с улыбкой:
- Определенно!
Олеся:
- А как ты думаешь, мы в центре всей этой космической каши или где-то с краю?
Женя:
- Непременно в центре, края то не видно!
Олеся:
- Я же серьезно, Женя!
Женя:
- И с таким вопросом?
Смеются.
Женя:
- Леся, а ты веришь в существование других разумных существ еще где-нибудь в космосе?
Олеся:
- Было бы здорово! Ужасно интересно пообщаться с инопланетянами.
Женя:
- Да, то же самое, что поболтать с малогвинейским папуасом. Он то же, как бы с другой планеты.
Олеся:
- Не скажи.
Женя:
- Почему? Совсем другой мир. Да, что далеко ходить. Выезжаешь за город, и наблюдаешь другой менталитет, другие ценности. А чем дальше, тем больше разницы. А в межгалактическом смысле, только пафоса больше, не хухры-мухры – инопланетяне все-таки!
Олеся:
- Нет, совсем не так. Интересно же пообщаться с более развитой цивилизацией.
Женя:
- Какая-то не здоровая тяга к познаниям. А кто это решил? Мы что, так сходу и сдадим пальму первенства по уму и сообразительности?
Олеся:
- Ну, так они же первые смогли до нас добраться, а не наоборот!
Женя:
- Мы разве это оговаривали?
Олеся:
- Ну, так очевидно, что в ближайшее время земляне так далеко не залетят.
Женя:
- Так тебе гуманоида прямо сейчас подавай?
Олеся:
- А чего тянуть-то? Потом у меня, как и у всякого растущего и развивающегося индивида, интересы поменяются. Так что, будь любезен, сейчас и немедля!
Женя:
- Хорошо.
Олеся:
- Как!?
Женя:
- Ага!!!
Смеются.
Женя:
- Давай попробуем отыскать кого-нибудь из них.
Олеся:
- Как это?
Женя:
- Олеся, мы с тобой сидим в кабине управления межгалактического корабля.
Берется за воображаемый штурвал. Появляются космические звуки, на заднике – планетарий.
- Я веду корабль в галактической пустыне уже долгое время. Смени меня, возьми свой штурвал. Только не забудь, это не трамвай, тут трехмерное вождение нужно, включи эту функцию.
Олеся тоже берет воображаемый штурвал.
Женя:
- Осторожно! Какой-то одинокий астероид летит прямо на нас.
Олеся поворачивает «штурвал», уклоняясь.
Женя:
- Молодец. А вон и еще один, перепрыгнем через него!
Олеся тянет «штурвал» на себя.
Женя:
- Видишь справа в вдалеке святящуюся точку?
Протягивает руку, показывая.
Олеся серьезно:
- Да.
Женя:
- Направляй туда. Это, кажется то, что мы давно ищем. Возможно, это цель нашей экспедиции.
Олеся:
- Неужели мы так быстро достигнем цели.
Женя:
- Если повезет, и это те, кого мы искали, то да. Но возможны непредсказуемые неожиданности, будь на чеку!
Олеся:
- Есть, командор, включаю режим повышенной осторожности.
Женя:
-Так, приближаемся. Выключить нечетные двигатели! Привести в готовность торможение!
Олеся:
- Есть, командор. Готово!
Женя:
- Уменьшить мощность четных двигателей в 0,672 раза.
Олеся:
- Готово!
Женя:
- Видишь овальный проем? Это рукав. Направляй корабль нашим стыковочным отсеком к этому месту, только преобразуй форму нашего рукава под тот овал.
Олеся:
- Командор, готово.
Женя:
- Выключай все двигатели, включай торможение. Осторожно! Еще медленнее! Так. Так. Осторожно! Держись!
Громкий звук «стыковки». Вспышка. Они падают со скамейки. Затемнение.
Медленно зажигается свет. Они так и лежат. Возможно использование пар-машины. Громкие непонятные, нечленораздельные звуки, переходящие в голос:
- А, земляне! Welcome!
Герои начинают шевелиться, встают.
Из-за кулис выходит нечто в невероятном костюме:
- Не сильно ушиблись?
Женя к Олесе:
- Как ты?
Олеся:
- Нормально, немного локоть ударила.
Женя:
- Спасибо, мы в порядке. А вы Алгитэкро Квонт 42S минус18-тый?
Гуманоид:
- Вы не ошиблись.
Олеся:
- Мы так хотели Вас увидеть, познакомиться … Мы так долго Вас искали!
Гуманоид:
- Да, короткий у вас век, земляне.
Нарастающий шум, мигание света, затемнение, отдельные вспышки.
Тишина, медленно включается свет.
Герои сидят на скамейке, в руках держат «штурвалы».
Олеся:
- Что это было, Жень?
Женя, пожимая плечами:
- Ничего, Леся, в космос летали.
Олеся:
- Без шуток?
Женя:
- Ты хорошая актриса, но очень впечатлительна.
Смотрят друг на друга. Он – с улыбкой, она – широко открыв глаза, медленно начинает улыбаться. Громко смеются.
Музыка. Снимаем свет.
Актер стоит на авансцене слева, освещается лучом прожектора:
Я для нее готов на все,
Достану звезды с упоеньем,
Ведь для меня лишь взгляд ее
И свет, и пища, и стремленье
Касание ее руки -
Нет выше мне благодаренья,
Теперь движения легки,
И наступает озаренье.
Зажжется муза вдохновеньем -
Творится споро и легко,
Когда в груди кипит стремленье,
Душа открыта широко!
Прожектор над ним гаснет. Справа на авансцене зажигается луч, в нем Актриса:
Его открытый чистый взгляд
Случайно глаз моих коснулся -
Ударил молнии разряд,
И вдруг весь мир перевернулся!
И я очнулась, пелена
Со взора спала, постепенно
В моей душе взошла луна,
А рядом звезды неизменно.
Резвятся дружною толпой,
Задорно водят хороводы,
Но что-то вдруг кричит – постой!
Куда летишь, не зная брода!
И, правда, что произошло?
Такого раньше не бывало!
Обман, коварство, как стекло,
Вдруг треснут - было и пропало.
Луч гаснет.
Чистая перемена.
Картина 6
На авансцене наши герои, выделенные светом, который падает только на авансцену.
Олеся:
- Куда сегодня пойдем?
Женя:
- Продолжим экскурс по азам всемирной культуры. Сегодня мне бы более хотелось попасть под чары Мельпомены. Ты не возражаешь?
Олеся:
- Напротив, с удовольствием. Полетели, командор!
Смеются.
Поворачиваются спиной к залу, свет освещает всю сцену.
На помосте, на дальнем высоком краю сидит (ноги в бок) руководительница театрального кружка. Несколько пионеров сидят подобным образом лицом к ней на ближнем крае рундука, Некоторые стоят по сторонам. Всеобщее внимание сосредоточено на руководительнице театрального кружка.
Наши герои присоединяются к слушателям, встав сбоку.
Руководительница:
- ... театр, даже в настоящем его виде, выше аудиторий, выше книг, выше всего на свете. Театр - это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры - миссионеры. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена, и поэтому актер средней величины пользуется в государстве гораздо большею популярностью, чем самый лучший ученый или художник. И никакая публичная деятельность не может доставить такого наслаждения и удовлетворения, как сценическая.
На протяжении смены в нашем лагере будут проводиться разные праздники и концерты. И наши номера должны вызывать восторг у благодарного зрителя.
Сейчас мы рассмотрим отрывок замечательной сказки итальянского драматурга Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам». Сегодня мы ознакомимся с концепцией данного произведения, потом распределим роли и разберем художественную линию каждого персонажа…
Женя:
- А можно поменять «апельсины» на что-нибудь другое?
Режиссерша:
- А что тебя не устраивает? Апельсины не любишь, или у тебя на них аллергия?
Женя:
- У меня аллергия на все избитое и банальное. В каждом лагере это произведение ставят. И именно «апельсины», а не «Турандот» или «Синее чудовище», к примеру, если уж так автор нравится. Бедный Карло «отлежал уже все бока».
Режиссерша тихо:
- Так это ж в методичке …
Нормальным голосом:
- Это классическое произведение, соответствующее возрасту и развитию …
Женя:
- Не судите по себе, вкусы у всех свои. Время бежит, все меняется. Литературных произведений для любого возраста неисчислимое множество. Известных и не известных, хороших и не очень, признанных и непрочитанных. А «апельсины» это уж совсем для маленьких, наше поколение быстрее развивается!
Режиссерша:
- Предположим. Ты с предложением, или так, работа на публику?
Женя:
- Вы предлагаете мне составить репертуар?
Извольте: из Гоцци я бы порекомендовал «Ворона»; из европейских драматургов предпочтительно Лопе де Вега; из современных отечественных, да так, чтобы с юмором, советую Михаила Рощина. А почему бы не сыграть отрывок из «Jesus Christ Superstar»? Было бы и современно, и на вырост ( звучит гитарный риф из этого произведения).
Режиссерша:
- Молодой человек, к сожалению, должна констатировать, что Вы нам не подходите по ряду причин: во-первых – Вы перебиваете старших, во-вторых - Вы повышаете голос, в третьих – Вы неопрятны, …
В начале тирады свет начинает гаснуть. Женя освещается отдельным фонарем. Поворачивается и уходит в противоположную кулису. Олеся освещается лучом света и бежит за ним.
Темнота, играет музыка, чистая перемена.
Картина 7
Знакомая скамейка на подиуме, как в картине 3 и 5
Играет музыка, зажигается свет, на скамейке сидят наши герои и беседуют
Женя:
- А какое время суток тебе больше нравится?
Олеся:
- Я думаю, вечер. «Вечер после трудного дня». Когда на сегодня дела закончены, можно расслабиться, отдохнуть.
Самое подходящее время для романтических встреч. Начинает смеркаться. А темнота, как известно, друг молодежи.
Женя:
- Как не стыдно? Слышало бы тебя правительство, которое, заметь бесплатно, воспитывает такие кадры, свою смену, так сказать. Небось, сгорела бы со стыда перед своими товарищами, которые денно и нощно, не жалея своих сил, в поте лица строят светлое будущее.
Олеся:
- Перед товарищами, может быть, а перед товарищем совсем наоборот!
Женя:
- И откуда такая распущенность? Дочь морально-устойчивых, высокоуважаемых родителей! И такая разнузданность в поведении. Куда смотрели няньки?
Олеся:
- Какие няньки, да, хватит тебе, Жень! Сам, эталон непогрешимости, что ли?
Женя:
- Леся, вот как раз об этом я и хотел с тобой поговорить.
Олеся:
- Неужели?
Женя:
- Представь, Лесь! Сам от такого поступка в шоке.
Олеся:
- Ну, и?
Женя:
- Даже не знаю, как сказать. Смущаюсь, елки-палки!
Олеся:
- Смелее, мой генерал!
Женя:
- Давай после отбоя встретимся!
Олеся с улыбкой:
- Так! Это еще зачем? Что за бесстыдное предложение честной девушке? Разве можно пропустить сладкий пионерский сон?
Смеется.
Женя:
- Я хотел предложить тебе сходить ночью на речку.
Олеся:
- Женька, здорово, конечно пойдем! Даже искупаемся, если не холодно будет.
Женя:
- Вот и отлично! Чего я боялся то?
Олеся:
- Действительно, робкий ты мой.
Женя краснеет от удовольствия.
Женя:
- Через пол часа после отбоя встречаемся у дырки в заборе.
Олеся:
- До встречи!
Затемнение, музыка. Чистая перемена.
Картина 8
Зажигается свет. Тишина.
Рундук, на его задней кромке стоит забор. В середине доски раздвигаются, и вылезает наша парочка.
Женя:
- Вот она, свобода!
Олеся:
- Здорово как! Такой сказочный лес кругом! Темный лес поднялся до небес… Темнота, страшнота! Какая луна огромная! Красиво то как, смотри, сколько звезд! Ой, упала одна! Видел? Надо желание загадать.
Все это время они спускаются с помоста на авансцену. Женя угрюмый, молчит, что-то обдумывает, переживает. Тут и Олеся замолкает.
Тишину заполняет ночная, сказочная еле уловимая музыка.
Они стоят на авансцене друг перед другом, держаться за руки, смотрят глаза в глаза. Их освещает нежный лунный свет.
Олеся после некоторой паузы:
- Женя, почему мы почти не говорим о самом важном, о том, что сжигает мое, надеюсь, и твое сердце?
Женя:
- Милая, сам не пойму. В душе мы уже давно перешли стеснительный рубеж. Никого не боимся. На нас уже никто пальцем не тычет. А сказать тебе то, что я должен первый сказать, почему-то не могу. Какая-то сила меня держит. Может я не прав, но думаю, что произнесенная в глаза эта фраза, подразумевает в себе огромную ответственность. Ведь нельзя же произнести ее на какой-то определенный, даже на неопределенный, промежуток времени. Я не могу что-то сказав, не соответствовать этому впоследствии. Тогда это получится откровенная ложь, а врать, тем более тебе, я не могу, не хочу, да и не приучен. Так же считаю низким, если потом увильнуть от сказанного, прикрываясь какими-нибудь обстоятельствами.
Я понимаю, что моих поступков и, надеюсь, доказанной искренности не достаточно, женские уши должны слышать признания и обещания. Без этого отношения кажутся неполными.
Лесенька, я уже готов произнести эти заветные слова, но только перед этим должен открыть тебе одну страшную тайну. Ты должна знать про меня все. Только тогда, когда скрывать мне будет уже нечего, душа моя перед тобой будет открытой и спокойной. Вот уже скоро лагерная смена кончится, а я так до сих пор тебе и не открылся до конца. Не знаю, сможешь ли ты это принять.
Олеся:
- Женька, родненький, не бойся, говори свою тайну. Я же вижу, что тебя что-то мучает в последнее время. Ты даже какой-то рассеянный стал. Идешь, и как будто ничего перед собой не видишь. Не беспокойся за меня, я что угодно выдержу, я сильная!
Повисает молчание.
Женя:
- Олеся, я долго не решался тебе открыться, но носить в себе, скрывать от тебя правду у меня больше нет сил. Лесь, я очень дорожу нашим отношениям и не хотел подвергать их испытанию. Милая, только за тебя переживаю, как ты это перенесешь. Меньше всего на свете я бы хотел тебя обидеть. Я готов отдать все, что угодно, чтобы ты всегда была веселая, здоровая, счастливая! И никому не позволю тебя обидеть хоть словом, хоть намеком. А сейчас настает тот момент, когда я сам должен нанести тебе рану. Я думал, что мог бы промолчать, и не тревожить тебя. Но дальше нести ЭТО я не могу. Червоточина нарывает и рвется на поверхность. Получается, что я это сейчас расскажу только для того, чтобы сохранить собственное душевное равновесие, и тем самым сделаю тебе больно. Но тебе это важно знать.
Олеся:
- Женька, за меня не переживай. И если что-то с тобой случилось, то это уже не только твоя тревога. Не кори себя. Я справлюсь. Это ж для меня не чужое. Вместе легче нести будет любой груз.
Женя:
- Достаточно предисловий. Понимаешь …
Повисла пауза. Она испугалась.
Женя:
- Я … курю …
Олеся обалдевши:
- Ты что говоришь? …, ты понимаешь! …, а здоровье!…, а дети … !!!
Женя:
- Я все понимаю, но поверь, бросить уже не смогу. Подумай! До конца смены осталось совсем немного времени – ты будешь со мной …или нет? Это все, что я от тебя скрывал.
Она резко его отпускает, руки скользят по воздуху, она не знает, за что схватиться. Резко разворачивается и бежит назад, исчезая в дырке забора.
Наплывает, медленно усиливаясь, звук тибетской кованой поющей чаши.
Играет тихая музыка. Женя медленно поворачивается и бредет в том же направлении.
Громче играет музыка.
Затемнение.
Чистая перемена.
Картина 9
Мастер света дает понять, что день сменяет ночь.
Звучит соответствующая музыка.
Сценография как в картине 2.
На сцене пионеры. Кто качается на качелях, некоторые стоят группами, другие (возможно) просто проходят туда-сюда. На заднем плане справа стоят Женя и Толик. О чем-то беседуют. Женя рассеян, не внимателен, иногда качает согласно головой. Из левой дальней кулисы к правой передней идет Олеся. Группа девочек стоит у левого переднего угла рундука. Среди них Зоя.
Она видит Олесю и спрашивает:
- Леся, что у вас случилось?
Олеся останавливается, кидает строгий взгляд в дальний правый угол, где стоят Женя и Толик, встречается глазами с Женей. Резко переводит взгляд на Зою:
- Ничего.
Из группы девочек с Зоей слышен сочувствующий шепот:
- Как жалко!
- Такая пара!
- Так все хорошо было! (Они так подходили друг другу).
Олеся скрылась в кулисе.
Женя раздраженно Толику:
- Да, какое твое дело!? Ничего не произошло! Чего тебе надо?
Толик смущенно:
- Да, ладно, ладно, просто спросил!
Женя убегает в левую переднюю кулису. Толик пожимает плечами и уходит в противоположном направлении.
Свет медленно гаснет. Чистая перемена.
Справа на авансцене освещается Актриса:
Нет, чистый взор не может лгать,
Ему я верю безоглядно.
И только с ним могу понять,
Что жизнь прекрасна и отрадна.
Моя душа, как полный дом,
Стать никогда бы не сумела,
Если бы рядом был не он,
И птица счастья б нам не пела.
Играет красивая, грустная музыка.
Мастер света обыгрывает ночь. Наступает утро.
Сценография та же.
Сзади рундука появляется Женя. По ступенькам поднимается наверх. Идет по помосту вниз. Когда он находится прямо на середине подиума, из правой передней кулисы выбегает Олеся с заплаканными глазами, подбегает к нему, хватает за руки. Они стоят боком к залу. Олеся начинает быстро, очень встревожено говорить:
- Женя, милый, прости, что усомнилась, прости, что предала … Кури ради бога.. Кури на здоровье, сколько хочешь… только будь со мной. Ты мой единственный…
Женя со счастьем в голосе:
- Леська, я люблю тебя!
Громкая торжественно-веселая музыка. Мастер по свету имитирует салют. Из кулис выходят пионеры, выражают свое одобрение. Только не хлопают, как «тупые американцы».
Полминуты - минута ликования.
Свет гаснет. Музыка затихает. Чистая перемена.
Действие III
Картина 1
Свет зажигается.
Сценография как в действии I картина 4. Только сиденья зеркально отображены по горизонтали.
Играется какой-нибудь пионерский марш (песня).
На переднем к зрителю сидении сидят слева направо - Женя, Олеся.
На заднем - Зоя, Толик.
На заднике проекция движущегося загородного российского пейзажа, только в обратном направлении.
Олеся, держа Женю за руку и положив голову ему на плечо:
- Женька, ну как же это? Через час уже приедем, и мы расстанемся. Женя, я так не смогу!
Женя:
- Не переживай, Лесь, ничего страшного. Я буду к тебе приезжать, хоть каждый день. Мы будем видеться. Ничего не изменится.
Олеся:
- И я к тебе ездить буду! Маме твоей на кухне помогать. Мы с ней подружимся! Мы тебя кормить будем!
Женя:
Она у меня хорошая, ты ей обязательно понравишься! А вкуснее еды, сделанной вашими руками, нет ничего на свете …
Свет немного приглушается. Звучит какая-нибудь музыка.
Актер (стоит на авансцене слева в луче прожектора):
Бежало время без оглядки,
Она смеется, счастлив я,
Ликуют все, настали святки,
И годы прожиты не зря.
Но не всегда весна пылает,
И не у всех душа цветет,
Река когда-то высыхает,
И пруд болотом зарастет.
- Он обманывал ее, он бесстыдно врал. Врал так, как раньше не умел. Раньше он такого не мог себе позволить! А сейчас это получалось почти легко, почти свободно, почти естественно. Он ее успокаивал и продолжал врать (над ним приглушается свет).
Актриса (стоит на авансцене справа, над ней загорается луч прожектора):
Мы вместе шли вперед легко,
В попутчики себе избрали
Любовь, добро и волшебство,
Они нам в жизни помогали.
- Она верила в будущее, она мужалась, она была искренне убеждена, что готова к любым трудностям! (над ней свет гаснет совсем).
Актер (над ним свет становится ярче):
- А он прекрасно осознавал, что живут и учатся они в разных районах, в противоположных концах города. Что у него впереди серьезный девятый класс, а у нее не менее серьезный восьмой. Что встречаться будет не реально. Какая-никакая зависимость, школа, родители … Она же все еще маленькая девочка, школьница … Новые интересы, новые впечатления, новые встречи … Энтузиазм рано или поздно иссякнет.
Но нет же, нет! Она так много для него значит! Если не она, тогда что же жизнь? Все трудности перед этим меркнут и превращаются из непреодолимых гор в маленькие болотные кочки. Не смотря ни на что, он сделает все, чтобы пережитые счастливые дни не канули в лету, оставшись, максимум воспоминаниями. Он приложит все усилия, чтобы время не вычеркнуло его из ее памяти! Он будет решительно за нее бороться оставшиеся годы несовершеннолетия, а потом с удовольствием не сможет избавиться от этой, уже сложившейся, привычки! Несмотря ни на что!
А то … Нет, этого не может быть!
Тропинок в жизни очень много,
Не все изведаны пути.
Одна начертана дорога,
Которой суждено идти.
Свет над ним не гаснет. Актер изображает, что постепенно ему становится плохо, его что-то ломает изнутри, он с трудом пробирается к кровати, которая уже стоит на рундуке.
Громкая музыка.
Картина 2
Сценография как в действие I картина 1
Темнота. Музыка становится все тревожнее и тревожнее. На заднике появляется проекция гнущихся деревьев. Вихрь, смерч ураган …
На кровати Актер мучается, бьется в истерике.
Потом застывает на постели. Темнота.
Чистая перемена.
Быстрая, бешеная музыка обрывается, остается только реквием. В том месте, где заканчивается рундук появляется окно с округлым верхом. Оно темное, освещено только пламенем, которое в нем горит. Вскоре и огонь гаснет.
Музыка стихает. Темнота.
КОНЕЦ