ДРУЗЬЯ И ОТЗЫВЫ


У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом. Анатоль де Франс

Большинство из нас когда-нибудь, что-нибудь да творили. Не стоит отрицать тот факт, что человечеству свойственна эта особенность. Каждый желает в разной степени создать творение, если не шедевральное, то, как минимум, великое. А это подвластно только людям одаренным, имеющим талант, ниспосланный небесами. Но, кто же из нас не талант в своих собственных глазах? Бытует мнение, что искусству надо учиться, даже людям таланным. Но, кто хочет учиться тому, что, казалось бы, лежит у самых ног, только нагнись, да черпай. И, чего греха таить, это очень даже возможно. История на этот счет может высказаться достаточно не кратко. Примеры есть, а чем мы хуже ?!

Надо отдавать себе отчет, что никому, кроме вас ваше детище особо не нужно. Это вы можете его по сто раз оглядывать с разных ракурсов, рассматривать в разных концепциях, и вам не будет скучно. У потустороннего же обозревателя ваше «чадо» сначала вызовет любопытство, немного любознательности, затем потихоньку станет превращаться в мороку и, в конечном счете, станет обузой. Тем более, если вы еще начнете давать комментарии, т.е. указывать под каким углом воспринимать тот или другой аспект. Мало вероятно, если задействованный вами субъект, вернется к вашему произведению когда-нибудь еще.

Но сейчас не совсем об этом. Люди бывают разные, уверенные и не очень, слишком самоуверенные или совсем не обладающие какой-либо стойкостью и уважением к собственной персоне. Но, нет, нет, а иногда, крайне редко, возможно только разочек, что-нибудь да и вытворится. И, конечно, хочется об этом поведать Свету. Создавать «в стол» могут позволить себе, пожалуй, только те, у кого этих творений натворено очень много, и процесс создания не угасает. Будучи даже и по профилю образованным, бывалым, даже маститым, или же просто твердым духом человеком, не говоря уже о дебютантах и самоучках, хочется для уверенности показать свое «дитя» кому-нибудь для первичной оценки.

И к кому в таких случаях обращаются? Конечно же к близким людям, к друзьям, товарищам, хорошим знакомым. Но, уж точно, не к врагам. А к тем, от которых можем ожидать снисхождения, так сказать завышенной оценки.

И это большая ошибка!

Этой просьбой, заценить ваше творение, вы машинально попадаете к ним в зависимость. А они только этого и ждали. Выдается отличный случай над вами поиздеваться, отомстить за что-либо, поглумиться. Ваша "нетленка" может спровоцировать иногда бессознательную зависть. И это никоим образом не скажется положительно на ваших дальнейших взаимоотношениях. Получается, что вы сами разожгли очаг неприязни. Можно сказать на пустом месте. Но это, конечно, крайность. А если так случилось, то грош цена этому знакомству.

Самое лучшее, что вы можете услышать в ответ, что-нибудь типа «прости, ничего не понял, но я ведь в этом ничего не понимаю». Это искренний ответ без всякого второго дна. Если вы обратились к профессионалу, или тому, кто хоть немногим больше знаком с этой областью, самым щадящим будет – «для первого раза хорошо». Эти люди просто не имеют права перед собой признать ваше искусство чем-то хорошим или на уровне. Как можно?! Эти люди, как правило, становятся словоохотливыми и очень убедительными. Да, что говорить про профессионалов, которые особо подкованы в этом направлении. Любой болтун наплетет несколько куч разнообразного негативного трепа. Причем в его мыслях практически не будет здравого смысла и аргументированных доводов. Наоборот будет много слов, далеко не тех, что радуют слух.

Но возможна и лесть. Это в том случае, если вы нужный человек. Но, не будем о прописных истинах. Льстят еще когда не хотят обидеть, но это медвежья услуга. Хотя, как знать.

По большому счету, задавая вопрос «ну, как?», вы заведомо не должны рассчитывать на искренний ответ. Его вам может сказать только человек посторонний, ничем с вами не связанный, а лучше, чтобы он вас и не вообще не видел. Да и то, смотря в каком настроении он будет прибывать. А может и не сказать вовсе.

Ведь известно, что о шедеврах не ведающие люди, бывало, отзывались не хорошо. А так же случалось совсем наоборот. Часто восхваляют пустышку, проходя мимо уникальной вещи.

И на то есть масса причин. Чаще всего обстоятельства, обстановка, среда в которой происходят «откровения» и общественное мнение по фрагментам. Ведь произойди это чуть раньше или позже, ответ мог бы быть от одного и того же резюмиста кардинально противоположным. Будь то присутствие местечкового авторитета, или съеденная или не съеденная только что булочка, и т.п. Досып-недосып, звезды, бури и вообще магнитизм…

Не претендую на то, чтобы вышесказанное именовать аксиомой, но чаще всего именно подобное следует ожидать.

Наговорить можно чего угодно и сколько угодно. И говорящий может даже аггравировать (искренне верить в сказанное), но не стоит засорять этим свой слух, а потом и мысли. Считаю главное, чтобы ваше искусство искренне (не кривя душой) нравилось Вам. Тогда всегда найдется такой человек, люди, толпа… которым ваше творение тоже искренне понравится.

На том стоит, и стоять будет Русская земля.
(по слухам) А. Невский


21.03.2013